Автомобильный портал

На проходившем в Шанхае ежегодном "экологическом автосалоне" Michelin Challenge Biben-dum были представлены самые разные транспортные средства. Более 150 "экспонатов" (вдвое больше, чем на прошлогоднем "Бибендумсъезде" в Калифорнии) проиллюстрировали все направления экологической мысли современной автоцивилизации. Это и усовершенствование традиционных ДВС, и альтернативные виды топлива, и электромобили, и "гибриды" всех мастей. Смотр в Шанхае включал в себя и соревновательный момент: автомобили проходили всевозможные тесты и даже участвовали в небольшом ралли. Организаторы старались никого не обидеть и раздали массу призов. Но по совокупности всех качеств неофициальным победителем, как и год назад, стал Toyota Prius. Так что завтрашний день принадлежит "гибридам". Но не все будущее.

Специалисты, собравшиеся в Шанхае, выразили общее мнение: будущее принадлежит водородным электрохимическим генераторам - топливным элементам. На первом аналогичном конгрессе в 1998 г. был представлен лишь один автомобиль с топливными элементами. Причем это был грузовик, потому что "элементарное" оборудование было столь объемным, что для его размещения требовался большой транспорт. В Шанхае-2004 таких машин было уже шестнадцать, причем многие из водородных модификаций по внешнему виду были неотличимы от базовых моделей. А специалисты Peugeot умудрились разместить систему на квадроцикле. Прототипы с топливными элементами привезли практически все крупные автопроизводители (из мировых автогигантов мероприятие в Шанхае проигнорировала лишь Honda). Особенно показательна позиция Volkswagen и Audi. Еще год назад их представители заявляли, что вся это суета вокруг водорода лишь пускание пыли в глаза и что будущее принадлежит дизелю. И вот обе эти компании привезли в Китай топливные элементы с усовершенствованной мембраной собственной разработки.

Правда, их динамические характеристики и запас хода пока не поражают воображение. Один из способов разрешения этой проблемы предложил Ford, назвав свою разработку "самым чистым двигателем внутреннего сгорания в мире", ведь работает он на водороде и из его выхлопной трубы вырывается водяной пар. Четырехцилиндровый двигатель объемом 2, 3 л установлен на платформе универсала Ford Focus. Причем для придания этому мотору характеристик, сравнимых с теми, что показывают бензиновые двигатели внутреннего сгорания, использован турбонаддув. Возможно, это технология окажется и более перспективной. Представители Ford заявили, что готовы наладить производство таких автомобилей в течение двух лет.

Поразил масштабами участия Китай: 43 разработки - от крупнейших совместных проектов с мировыми автогигантами до студенческих самоделок, от "водородных" автобусов до мопедов на батарейках. И эту активность китайцы проявили не только на правах хозяев. Для КНР проблемы, обсуждавшиеся здесь, стоят особенно остро. По прогнозам, в 2020 г. продажи автомобилей в Поднебесной достигнут уровня США. При этом за местным автопромом не стоят десятилетия экологической культуры. И если не принять меры, китайские города задохнутся в буквальном смысле этого слова. И меры, как видим, принимаются. Среди китайских "ноу-хау" встречались и весьма оригинальные разработки. К примеру, в проекте НАВО-1 используется турбина, работающая на продуктах каталитического разложения перекиси водорода. Эта технология использовалась еще в турбонасосных агрегатах немецких "Фау-2". Недаром авторы проекта - студенты ракетостроительного университета, поддержанные местной химической компанией. Проект, конечно, интересный, но запах, который оставлял за собой этот автомобиль, экологичным никак не назовешь.

Большинство из представленных в Шанхае транспортных средств уже известны и не представляют собой ничего принципиально нового. Более того, по слухам, многие компании не повезли в Китай свои последние разработки из-за отсутствия гарантий соблюдения авторских прав в этой стране. Но два показанных здесь автомобиля заслуживают особого внимания. Это концепт Volvo 3CC и экспериментальный автомобиль Concept организатора этого мероприятия - компании Michelin. Обе машины могли бы украсить самый престижный автосалон. Однако дебютировать им довелось в Шанхае.

Если шведский электромобиль привлекает внимание прежде всего своей внешностью, то новинка французов, напротив, скромна на вид, но содержит интереснейшее инженерное решение - систему Active Wheel, включающую в себя не только шины и колесные диски, но и электродвигатель, регулируемые амортизаторы (активная подвеска) и тормоза с системой регенерации энергии, выполняющей параллельно функции АБС и контроля тяги. Шинники намекают автопризводителям, что готовы взять на себя все заботы о подвеске и трансмиссии, оставив им лишь шасси.

Словом, Michelin стремится расширить сферу своего влияния. В том числе и посредством подобных форумов, которые стали настолько грандиозными, что шинники решили взять перерыв на год.

Заповедник

Мы побывали в будущем. Такое ощущение, что оказались в заповеднике, где все направлено на защиту окружающей среды: автомобили ради снижения вредного выхлопа разгоняются вяло, напрочь лишая водителя удовольствия от вождения, все ведут себя правильно, думают о природе, говорят правильные вещи. Еще большую нереальность происходящему придает то, что все эти степенные заезды проводятся на самой современной трассе Формулы-1. В попытке найти хоть один "автомобиль для водителя" мы перепробовали практически все, даже весьма экзотические транспортные средства, представленные журналистам. И лишь некоторые из них отдаленно напоминали те, которые могут доставить удовольствие на гоночных трассах. Но зато над трассой воздух был чист, а чада, который так любят люди "с бензином в крови", не было и в помине.

В наиболее общем виде проблему снижения вредных выбросов в атмосферу можно разбить на две части. Одна носит технический характер. Это разработка как можно более "чистых" транспортных средств, экологичных двигателей, "чистого" горючего и т. д. Вторая проблема - организационная: строительство современных дорог, правильная организация движения, воспитание людей, создание законов и правил, которые помогут улучшить экологическую обстановку. На Chellenge Bibendum сложилось впечатление, что с первой частью проблемы в мире справляются гораздо успешнее, чем со второй. Практически обо всех технических разработках, представленных в Китае, ранее уже сообщалось. Но когда их собрали все вместе, стало понятно, как их много и сколь они разнообразны.

Правда, в большинстве своем эти новинки пока недешевы. О второй части проблемы - организационной - говорилось гораздо меньше, что вполне понятно, ведь автопроизводителям важно производить и продавать, а не организовывать и запрещать. Поэтому решение второй части вопроса ложится на государство. Насколько эффективными для улучшения экологии могут быть административные меры, видно из простых примеров. В мегаполисе, забитом транспортом, даже мелкая авария или не правильно припаркованный автомобиль чаще всего вызывает пробку - сколько машин стоят и загрязняют воздух! То же касается езды зимой на летней "резине": один буксует, все стоят, и если едут, то медленно, потому что впереди еле тащатся автомобили на летних шинах. И бензин снова попусту превращается в угарный газ и прочие "прелести". Есть еще вопросы организации движения, подготовки водителей в автошколах и масса других, решение которых смогло бы улучшить экологическую обстановку. А главное, это не требует огромных денег - в первую очередь необходим здравый смысл и желание тех, от кого это зависит. Одним только принятием грамотных законов можно добиться эффекта едва ли не большего, чем введением все более жестких экологических норм для автомобилей. А как же тогда быть с удовольствием от вождения? А где же тогда "выпускать пар", радуя свой организм ударными дозами адреналина? Уж никак не на дорогах общего пользования! Гоночные трассы подходят для этого лучше всего. Пусть останутся "заповедники", в которые можно будет приехать и, никому не мешая, вволю поноситься по гоночной трассе, понюхать запах паленой резины и горящих тормозных колодок, подышать гоночным выхлопом. А в городах пусть будет так, как теперь в заповедниках. Ради этого можно даже отказаться от ненужных амбиций "уличного гонщика" и просто жить.

Рейтинг: 
0
No votes yet